Расписание: ПН-ПТ - 09:00-18:00; СБ - выходной; ВС - 10:00-18:00.
Продлить книгу
Продлить книгу

Корчак, Я. Лето в Михалувке. Лето в Вильгельмувке (6+)

11.08.2022
Рубрика "Книжный маяк"

Корчак, Я. Лето в Михалувке. Лето в Вильгельмувке: [повести] / Януш Корчак ; пер. с пол. К. Сенкевич, В. Фёдоровой ; ил. К. Денисевич. – Москва : Самокат, 2020. – 368 с. : ил. 6+

cover.jpg корч2.png

Читатели знакомы с произведениями польского педагога Януша Корчака (1878-1942; настоящее имя Эрш Хе́нрик Го́льдшмидт) в основном по книге о короле Матиуше Первом и Кайтусе-чародее. Но вот перед вами две повести под одной обложкой. Обе были написаны более ста лет назад. Книга «Лето в Михалувке» ("Moski, Joski i Srule") на русском языке впервые появилась в 1961 году в переводе Кинги Сенкевич. Вторая повесть «Лето в Вильгельмувке» ("Jozki, Jaski i Franki") впервые пришла к читателям в переводе Виктории Фёдоровой. Так встретились в одном издании два произведения на одну тему.

В начале XX века Януш Корчак пятнадцать лет служил в польском Обществе летних лагерей, которое организовывало отдых детей из самых бедных семей. Это Общество существовало на добровольные пожертвования, поэтому не могло помочь всем. Но в течение лета каждые четыре недели по 150 детей отправлялись набраться здоровья и новых впечатлений, выезжая из Варшавы за город в лагеря, которые тогда назывались колониями.

Корчак работал воспитателем на двух базах, которые располагались около деревень Михалувка и Вильгельмувка. Результатом наблюдений и стали эти две повести.

В первой повести - рассказ о детях из еврейских семей, во второй – о польских детях. И те, и другие не знали деревенской жизни, никогда не видели коров, бабочек на лугу, не разбирались в ягодах и грибах, - дети большого каменного города. Но они умели помогать в тяжёлой работе отцам сапожникам, грузчикам, дворникам, мелким торговцам. Они жили в сырых подвалах, одевались в ветхую одежду, всегда недоедали.

И вдруг – простор, много воздуха, неба, чистая одежда, пятиразовое питание, медицинский осмотр! Игры, строительство шалашей, бои за сооружённую крепость, купание в речке, походы в лес!

Однако мудрый Корчак и его единомышленники воспитатели думали не только об отдыхе детей, но и том, как обустроить их маленький временный мир по законам справедливости и гуманности. Они предложили самоуправление в колониях.

Одним из замечательных достижений Корчака-педагога было создание в колониях суда из самих детей: дети были обвинителями, защитниками, судьями, разбирая проступки своих товарищей. А самое удивительное вот это:

«Если кто-то совершил плохой поступок, лучше всего простить его. Если совершил такой поступок, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если поступил плохо не нарочно, в будущем будет осторожнее… Суд должен защищать тихих от обид, наносимых забияками и драчунами, суд должен взять под защиту слабых, чтобы к ним не приставали сильные, суд должен защищать прилежных и трудолюбивых, чтобы им не мешали нерадивые и лентяи. Суд должен заботиться о порядке, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, честные и добросовестные люди. Суд — ещё не справедливость, но должен стремиться к справедливости, суд — ещё не правда, но должен стремиться к правде».

корч1.png

Необычная жизнь в лагере, где всегда можно было найти понимание, доброжелательность, внимание стала мощной подготовкой к взрослой жизни. Четыре недели радостной атмосферы стали основой всей дальнейшей жизни ребят.

P.S.: В книге много забавных и поучительных эпизодов, ведь в ней действовали дети 8-12 лет. Не стану их раскрывать, лучше сами окунитесь в атмосферу тепла, доброты и летнего счастья.

P.P.S.: Необычайно любопытна и трагична личность самого Януша Корчака, его взгляды и преданность детям. Прочтите его биографию.

20190227_152005.jpg 

                                                                                                                    Кесарева Н.Г.,Центр детского чтения

                                                                                                                  





Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика