Расписание: ПН-ПТ - 09:00-18:00; СБ - выходной; ВС - 10:00-18:00.
Продлить книгу
Продлить книгу

Слободкина Эсфирь Соломоновна

Слободкина.jpg

Слободкина Эсфирь Соломоновна

(22 сентября 1908 - 21 июля 2002)

Детская писательница, иллюстратор, художник, скульптор


Открыл для южноуральцев имя писательницы и художницы Слободкиной челябинский журналист Сергей Климаков. Его статья ««Американская Барто» из Челябинска» опубликована в газете «Челябинский рабочий» в феврале 2015 года. Есть неточность: Барто была поэтом, а Слободкина – прозаиком, но обе были очень известными в своих странах.

В Америке у нашей землячки выпущено больше двух десятков книг для детей. В нашей стране пока переведены только две.

Эсфирь Соломоновна - известный художник. Её картины есть во многих музеях мира, в США в Метрополитен – музее и др.

Слободкина прожила большую (93 года), яркую, творческую жизнь. Она родилась в Челябинске 22 сентября 1908 года в обеспеченной семье. Её отец - Соломон Аронович Слободкин был коммерческим представителем «Мазута» (топливная компания, принадлежавшая Ротшильдам). Мать - Ита Агранович - известная в городе модистка (портниха). Эсфирь - младшая из пятерых детей Слободкиных. Дети получили хорошее гимназическое образование. В семье была высокая культура, детей учили музыке, языкам, водили в театр. В Челябинске похоронен одиннадцатилетний брат Эсфири -Яков, умерший от тяжелой болезни.…

В 1915 году семья переехала в Уфу по месту новой работы отца. Эсфирь стала здесь учиться рисованию. В интервью она сказала: «…мне было десять лет, когда я впервые увидела выставку современного искусства… Я была поражена работами главного русского футуриста Давида Бурлюка…». Это нашло отражение на всем её дальнейшем творчестве художника.

Гражданская война заставила семью в 1919 году переехать во Владивосток, через год - в Харбин. От прежней зажиточности не осталось и следа. Пришлось девочке помогать матери в шитье, служить ей модельером, придумывать украшения к одежде. Эсфирь изучала русское народное искусство, лубок, вышивку. «Как и другие подростки, я мечтала о карьере американской кинозвезды или дизайнера одежды, а потому мне нравилось получать призы за платья на костюмированных балах».

Она начинала учиться в реальном училище, позже перешла в коммерческую школу. Брала уроки рисования. «В 1927 году я закончила свое школьное образование, получила диплом. Мне предстояло выбрать, быть ли мне архитектором или художником. Я решила продолжить свое образование в Америке и в 1927 году подала документы на студенческую визу. 8 января 1928 года я приехала в США. Я знала, что никаких поблажек мне в моей будущей американской жизни не будет. Мне двадцать лет, я самостоятельная и сама отвечаю за себя...».

Вскоре вся семья собралась в США. В это время Америка переживала период Великой депрессии. Мать стала работать модисткой в американском салоне, потом шила на дому. Отец стал сотрудником «Торгсина»- советской конторы. Эсфирь удивлялась тому, что отец, пострадавший от революции, «выброшенный» в эмиграцию, стал сторонником Советского Союза. Она поступила учиться в Национальную Академию дизайна - одно из старейших учебных заведений в Америке, которое существует и в наше время.

В 1931 году Эсфирь вышла замуж за известного художника Илью Болтовского (тоже выходца из России). Получила гражданство США. Брак продлился только пять лет. За это время Эсфирь успела увлечься новым течением в искусстве - абстракционизмом. Её причисляют к пионерам американского абстрактного искусства. Позже она стала одним из учредителей общества Американских абстрактных художников (А. А. А.), а в 1963-1966 годах - президентом этого общества.

Слободкина была человеком с сильным характером и крепкой волей. Тех, кто её знал, поражала её работоспособность. «Я работаю каждый день - как и всю мою жизнь. Только встаю, тут же иду в мастерскую и либо рисую, либо пишу, либо занимаюсь скульптурой». Работа художника не давала больших заработков. У неё был свой бизнес. Занималась текстильным дизайном - рисунками на ткани, печатью по шелку. Был тяжелый труд на текстильной фабрике. Ей повезло. На фабрике она встретила человека, который стал её мужем, с которым она прожила десять самых счастливых лет до его ухода из жизни.

До конца своих дней она не представляла себе жизни без работы. В 91 год призналась: «…Мне очень нравится собирать из разных не нужных уже людям вещей свои скульптуры. Давать им новую жизнь… Для скульптуры требуются крепкие руки. До сих пор люблю шить, сочинять, перешивать старые платья».

В жизни Эсфири Слободкиной 1938 год был особенно значимым. В этом году была её первая персональная выставка художественных работ. У выставки был шумный успех. Она сделала Слободкину знаменитой художницей в Америке. За время её работы (1938-2002 гг.) было организовано больше тридцати персональных выставок в США. Картины побывали во многих странах мира. В 2009 году у нас в Третьяковке была выставка «Американские художники из Русской империи». Там выставлялись картины и нашей землячки. Они высоко оцениваются на мировом рынке: 30-40 тысяч долларов за маленькие работы.

В 1938 году началась её работа в детской литературе. Первая работа - иллюстрации к детской книге Маргарет Браун «Маленький пожарный». Это была первая американская детская книга с иллюстрациями в технике бумажного коллажа, что объясняется детским увлечением Слободкиной создавать бумажные куклы. «Маленький пожарный» остался эталоном искусства и дизайна в книжной иллюстрации. После этого вышло ещё несколько книг М. Браун и Э. Слободкиной: «Маленький ковбой», «Маленький фермер» (1948). Про последнюю книгу написали: «…шедевр Слободкиной…с точки зрения юмора, дизайна и цвета».

Писательница посоветовала Слободкиной самой писать и иллюстрировать книги. Эсфирь последовала совету, стала писать свою первую книгу и рисовать к ней иллюстрации. «Я никогда не имела детей, а потому не была сентиментальной и не думала сюсюкать. И хотя я понимала уже, что моя карьера, моя жизнь - не легкое приятное путешествие, а скорее упрямое, в суровых условиях выживания продвижение вперед, я, тем не менее, загорелась этой идеей. Я начала писать просто… Я обожала писать и иллюстрировать их. Это был fun - удовольствие…».

В 1940-м году появилась книга, которая её прославила, - «Кепки на продажу. Сказка про торговца, обезьян и обезьяньи шалости». Книга имела оглушительный успех, скоро стала самой известной её книгой в США, бестселлером (тираж больше 2-х миллионов!). Книжное обозрение «Нью-Йорк таймс» писало: «блестящие иллюстрации, дизайн которых так же приятно повторяется и сбалансирован, как и сам текст…». Книга много раз переиздавалась в Америке. Переведена на 10 языков. Через 18 лет книга была отмечена в США премией Льюиса Кэролла («Алиса в стране чудес»). Книга вошла в американский список «50 лучших детских книг всех времен».

Ряд её книг навеян русским фольклором. Она - автор книги «Чудесный пир» (1954). Простая и интересная сказка о скотном дворе в обеденное время. Потом была книга «Борис и его балалайка» (1964). К сожалению, эти книги не переведены на русский язык.

Эсфирь Слободкина написала и нарисовала 22 книги, из которых 7 в соавторстве.

Первая книга, изданная у нас, - «Принц, бывший Пятнаш» (1992). История мальчика и его озорной собаки. Книга - раскраска на английском и русском языках. По поводу этого издания Эсфирь Соломоновна сказала: «И вот недавно, в начале 90-х, ко мне приехали издатели из России с предложением издать ее в России. Я была очень рада этому, подписала контракт, книжку издали, а денег не прислали. Обманули, да Бог с ними!».

Вторую книгу Эсфири Слободкиной издали у нас в связи с её 110-летием (2018). Это была как раз та, которая её прославила, - «Кепки на продажу. Сказка про торговца, обезьян и обезьяньи шалости» (перевод О. Варшавер). Слободкина книгу посвятила «Розалинде, Эмми-Джин и их дедушке, который любил читать девочкам вслух». В книге мало текста, но большие оригинальные рисунки. Может быть сегодня книга не вызовет такого восхищения, как 80 лет назад. Со времени её создания в детской литературе появилось огромное количество интересных авторов, талантливых художников. Но челябинцам важно и интересно знать творчество землячки, которая сумела прославиться в Америке.

Эсфирь Слободкина многое сделала для культуры Америки. Главное - её очень важный вклад в искусство книжной иллюстрации. Кроме того, она создала фонд «Slobodkina Foundation»(2000) для сохранения её наследства и поддержки творческих инициатив. Построила по своим проектам два дома, в том числе большую детскую библиотеку в Коннектикуте, стены которой расписала рисунками на сюжеты своих детских рассказов. Установила стипендию для студентов в Лонг-Айлендском университете.

В трехтомнике, опубликованном в Америке на английском языке, - Эсфирь Слободкина «Записки для биографа», - она рассказывает о своей долгой и интересной жизни.

В интернете есть большое интервью с нею американского журналиста Леонида Пинчевского. Ей в то время был 91 год, но она его поразила, оказалась, хоть и пожилой, но стройной, очень красивой женщиной с ясным умом, прекрасной памятью. Она сохранила русский язык, хотя давно уехала из России. И блестяще говорила по-английски.

Все её слова в этой статье взяты из этого интервью.

В нём же Эсфирь Слободкина сказала: «Вы знаете, ведь я уехала ребенком, я так никогда и не видела Москвы и Петербурга, но мне очень хочется, чтоб обо мне узнали в России». В России её стали узнавать уже после её ухода из жизни.

Умерла Эсфирь Слободкина 21 июля 2002 года в Нью-Йорке.

Н. А. Капитонова

Произведения Э. Слободкиной

Принц, бывший Пятнаш. – Москва: Радуга, 1992. – 32с.

Кепки на продажу. Сказка про торговца, обезьян и обезьяньи шалости. – Москва: «Лес Рук», 2018. – 42с.

О жизни и творчестве

Климаков, С. «Американская Барто» из Челябинска // Челяб. рабочий. - 2015. – № 5. - С. 8. - То же: [Электрон. версия]. - Режим доступа: 

https://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/kachestvo-zhizni/156290/

Пинчевский, Л. Беседы с Эсфирь Слободкиной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zh-zal.ru/continent/1999/102/pi29.htn

Маркус, Л. Модернизм в Американской книжной иллюстрации [Электронный ресурс] : (материал о Слободкиной). - Режим доступа: https://syg.ma/@les-ruk/esfir-slobodkina-modiernizm-v-amierikanskoi-knizhnoilliustratsii?fbclid=IwAR2jgzX0QvUT0f8P2q3_MZb7C3blCPOvcOckuD3RGPKJhVMSeMqstW8xSpU

Е.А.Коба

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Яндекс.Метрика