14.02.2017

В "Маяковке" открыта выставка к 85-летию со дня рождения Владимира Караковского

Караковский В. А.

14 февраля исполняется 85 лет Караковскому Владимиру Абрамовичу - ученый с мировым именем, оставивший после себя благодарных учеников и последователей, - наш земляк. Челябинцы запомнили его как «человека незаурядного, профессионала высокого класса, духовно богатого, обаятельного». У него множество званий и должностей - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, но большинство знает Владимира Абрамовича как яркую звезду из плеяды создателей педагогики сотрудничества. Вслед за Ушинским он объявил главной целью - воспитание счастливого человека. Воплощал цель через идеи коммунарства сначала в челябинской школе №1, затем в 825-й московской. Специалист по теории воспитательных систем Л. И. Новикова отмечала: «У него особая авторская школа, в основу которой заложено уважение к каждому человеку. Никому не навреди! Будь осторожен с этим прекрасным ростком – маленьким человеком! Это и есть кредо педагога Владимира Абрамовича и его коллег-единомышленников. Вечные ценности на все времена! Именно поэтому «Школе Караковского» (а есть такой признанный педагогический термин) не страшны ни стихийные бедствия, ни политические катаклизмы». Владимир Абрамович исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества. По его мнению, воспитательная система школы начинается с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых. В основании системы воспитания лежит сформулированный Караковским перечень ценностей, включающий понятия: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания, понимания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их развитии.

Конечно, он не в один миг стал «тем самым Караковским», оказавшим революционное влияние на сознание тысяч учителей. Его детство прошло в страданиях и обретениях: мать умерла при родах, приемного отца, директора челябинской школы Абрама Залмановича Караковского, арестовали «за активное участие в антисоветской организации правых и расстреляли, а мальчика отдали в детский дом в Перми, в котором позже его отыскала приемная мать. Окончив Челябинский педагогический институт, он, по собственному признанию, учителем стал не сразу, долгие годы «играя» эту роль, пока не перестал бояться детей и не научился любить ребенка в себе, а не себя в ребенке. Этот принцип входил в «Заповеди педагогического коллектива школы №1 имени Энгельса» и профессиональный кодекс педагогов 825-й школы».

Сегодня достаточно материалов о романтической и трагической истории его рождения, о становлении педагога и школьного управленца. Всё это отражено в библиографическом пособии «Главный конструктор» образования Владимир Абрамович Караковский. К 85 -летию со дня рождения» (составитель Е.Е. Смотрова). На основе пособия создана выставка, с которой можно познакомиться в областной детской библиотеке им. В. Маяковского (Энгельса,61). 


Возврат к списку

Архив по годам:
Яндекс.Метрика